прописная истина, забытая многими клиентами...
Эту статью, как и предыдущую, спровоцировали все те же клиенты. Вообще, пишется легче, когда у тебя «подгорает» по какому-нибудь поводу. Итак, в чем суть «подгорания»?
Человек обращается к нам с определенной задачей (сделать сайт, настроить рекламу, провести seo-оптимизацию, за техподдержкой и т. д.). Мы составляем ТЗ и озвучиваем цену, ну, например, в абстрактный 1 рубль.
Бывают ситуации, когда клиент отказывается от наших услуг после прочтения ТЗ, аргументируя отказ высокой стоимостью наших работ. Или же, сделав у нас сайт, на сопровождение уходит к другим исполнителям (аргумент зачастую тот же). Или же прерывает сопровождение у нас и переходит к другой фирме (тоже «потому что там дешевле»). И очень часто за услуги этой фирмы он платит столько же, если не больше. Или еще одна распространенная ситуация, когда, решив сэкономить, клиент вместо нормальной CMS использует бесплатный или дешевый конструктор, а потом удивляется, что его сайтом никто заниматься не хочет.
Так бывает, что ж тут поделаешь, таковы реалии. Но суть здесь не в причине, почему клиент ушел. Тема статьи какая? Правильно!
Теперь самое «интересное». Просопровождавшись какое-то время в другом месте и поняв, что выполненная работа его чем-то не устраивает (ну не понравилось!), клиент идет, например, к нам. И говорит, что «нужно все исправить», «сделать хорошо», «вернуть как было», «мне все сломали, помогите вернуть красиво!» и т. д. Хорошо. Мы соглашаемся, смотрим/прикидываем объемы завалов, оставленных нашими коллегами по цеху и называем цену. Пусть это будет 3 рубля.
Как только мы озвучиваем эти самые пресловутые 3 рубля, клиент делает удивленные глаза и начинает нудить о том, что раньше же мы называли 1 рубль, откуда 3?! «Ничего же делать не надо», «надо ПРОСТО исправить/заменить/вернуть/переделать готовое» и т. д.
Так вот попытаюсь объяснить. Объем работ, которые нам придется выполнять, разгребая «авгиевы конюшни», теперь намного больше, чем он был бы, делай мы с самого начала все правильно (смотри, по-нашему))). Нам придется распутывать клубок, который принес нам заказчик. Программист начинает рыться в коде, выискивая ошибки и неточности. Сеошник страницу за страницей просматривает сайт на наличие мета-тегов, правильность их написания, соответствия подобранной семантике, тематике сайта. Специалист по контекстной рекламе пытается понять, что хотел предыдущий его коллега добиться теми или иными настройками. А уж если сайт собран на конструкторе, то тут в 99% случаев вообще браться не будем. Либо предлагаем вначале перенести ресурс на нормальную CMS. Но стоит такой перенос недешево.
Это если кратко. Но надеюсь уже понятно, что работы немало.
И вот вам «вишенка на торте» — в итоге мы получаем довольно занятную арифметику! Сделать сайт — 1 рубль. Просопровождаться какое-то время — рубля 3 не меньше. И потом вернуться, чтобы все исправить — еще 3 рубля. А потом же дальше сопровождаться надо. Итого вышло аж 7 рублей! Из них 3 рубля выброшены на ветер или оплату негативного опыта (можно рассматривать и как плюс). А если с переносом сайта на нормальную CMS, то и того дороже. И это за работу, которая могла бы вам стоить 1-2 рубля.
Уважаемые клиенты! Переделать ВСЕГДА стоит дороже, чем с самого начал делать правильно! ВСЕГДА!
Задумайтесь, граждане бизнесмены. Вы же умеете считать деньги? Так может не гоняться за дешевизной? Не скакать от одной фирмы к другой в поиске «тех, шо подешевле»? Не пытаться выгадать на дешевом конструкторе сайтов? Может сразу делать все качественно, пусть и не слишком дешево на ВАШ взгляд?
Заказывая у одних исполнителей весь спектр работ с вашим сайтом, вы можете быть уверены в том, что и скидочку вам сделают (так приятную вашему сердцу), и все исполнители/специалисты компактно собраны в одном месте (проще будет искать «крайнего»))), и правки будут вноситься оперативно (все же спецы рядом, через стол сидят), и обратная связь клиент-исполнитель работает быстрее по этой же причине, и внимание вашему проекту будет уделяться в полной мере (чего не скажешь о крупных web-студиях, где «поток» мешает индивидуальному подходу).
Решать вам, уважаемые заказчики. Но лично меня такая арифметика никак не устраивает. Мне было бы лениво делать абы как (см. «подешевле»), чтобы потом переделывать с кучей заморочек и оплачивать дополнительные счета. Нет, я найду более полезное применение своему времени!